Зачем вам публикация научной статьи? Извините, мы вынуждены это спросить. Потому что ответы «шоб булО», «так хочет научрук (завкафедрой, начальник, декан)» воспринимаются нами как стон подневольного человека. Автор должен хотеть опубликовать научную статью и знать для чего он это делает. Без этого написание статей превратится для него в муку. Ни о каком качестве научных статей говорить тогда не придется.
Чтоб вы знали, научные публикации магистрантов, аспирантов, докторантов, преподавателей, доцентов, докторов, профессоров, научных сотрудников — неотъемлемая часть их карьеры в науке. Положение ученого в научном сообществе в первую очередь определяется его публикационной активностью.
Это значит, что для повышения своей конкурентоспособности ученому нужно публиковаться в журналах и сборниках статей, выступать на конференциях, выпускать монографии.
Ученому за его публикации платят деньги — кому напрямую (есть и такие богатые издания), кому опосредованно (через надбавки к окладам). Но критерии учета публикаций, за которые автор заслуживает материального поощрения и уважения в научных кругах, очень строгие, а дальше будут еще более изощренными.
Публиковаться нужно:
- в международных научных журналах, включенных в научные базы цитирования (РИНЦ, Scopus, WoS и др.)
- в сборниках научных статей, которые включаются в международные базы научного цитирования (например, РИНЦ)
Каждый журнал должен иметь ISSN, каждый сборник — ISBN. Российские журналы должны быть зарегистрированы как СМИ в установленном законом порядке. Обязательные экземпляры журналов и сборников должны присутствовать в Российской государственной библиотеке, библиотеках ведущих вузов.
Издания должны иметь институт рецензирования и редсовет — то есть коллектив экспертов, которые принимают решение о соответствии статьи требованиям к научным публикациям. Информация о редакционном совете должна содержаться в выходных данных издания или сборника трудов.
К сожалению, сейчас очень много фирмочек, которые штампуют малотиражные журналы, десятками проводят «международные заочные конференции», материалы которых в признанных научном сообществе источниках не найти.
Чтобы вас цитировали, мало присутствия информации о вашей деятельности в международных базах научного цитирования, нужно чтобы отечественные и зарубежные исследователи могли ссылаться на вас. Для этого необходимо правильно оформлять аннотацию и ключевые слова публикации — как на русском, так и на английском языках.
Слова, по которым поисковые машины и исследователи будут искать и находить вашу статью — это и есть ключевые слова. Бессмысленно, например, к статье по правоведению указывать в качестве ключевых слов абстрактные «закон» или «право». Ваша статья о противодействии коррупции? Так и пишите. Вы пишете о правосознании? Включите это слово в состав ключевых. Вы пишете об экономике? Статей по экономике с ключевым словом «экономика» будут без преувеличения миллионы. А вот со словами «экономика труда» — гораздо меньше. Мысль понятна? И еще: когда будете переводить слова с русского на английский, Гугль-переводчик подскажет вам варианты перевода. Выбрать нужно тот, который применяется в данном профессиональном сообществе.
Написание аннотаций — целая наука, которой нужно овладевать.
Самые нелепые аннотации, которые приходилось встречать: «Статья рассказывает о проблемах трудоустройства молодежи», «В статье рассматривается творчество М. Булгакова» и т.п. На самом деле аннотация научно статьи — это вовсе не анонс к телепрограмме, и тем более не анонс детективного романа.
Аннотация должна:
— описывать основные цели исследования;
— объяснить, что и как исследовалось (без детализации);
— суммировать наиболее важные результаты, их практическую и научную значимость;
— не превышать 200 слов (учтите. что в переводе на английский слов будет больше, в первую очередь из-за артиклей).
По аннотации к статье читателю должна быть понятна суть исследования. он должен определить, стоит ли обращаться к полному тексту статьи для получения более подробной, интересующей его информации.
Аннотация к статье является основным источником информации в отечественных и зарубежных информационных системах и базах данных, индексирующих издание. Кроме того, для улучшения индексирования поисковыми системами в текст аннотации лучше включать те слова, которые помогут читателям найти именно вашу статью.
Вас опубликовали. Что дальше?
Итак, ура, статья опубликована. Редакция предприняла необходимый минимум для попадания статьи в международные научные базы данных. Расслабляться рано.
1. При подготовке статей в другие издания ссылайтесь на свою статью сами и просите коллег ссылаться на нее. Лучше, конечно, чтобы это делали коллеги (самоцитируемость не то чтобы совсем дурной тон, но лучше этим не злоупотреблять). В таком случае ваши показатели цитируемости будут расти, причем чем больше показатель — тем больше вес вашей публикационной активности, тем выше ваш рейтинг.
2. Постарайтесь зарегистрироваться в отечественных и тем более в зарубежных социальных сетях научных работников и указать в профайле список своих публикаций со ссылкой на статью. Этим вы повысите вероятность того, что кто-то, интересующийся схожей тематикой, сошлется на вас. Лучше всего регистрироваться не только в англоязычных сетях. По ряду исторических причин ( о которых рассказывать долго) в Германии и Франции, например, лучше создавать профайл дополнительно на немецком и французском языках соответственно.
И напоследок. Совершенствуйте знание английского языка в профессиональной области. Так сложилось, что английский является языком международного общения в том числе и в научной среде.